Сергей Худиев:
"В ленте я продолжаю читать людей, выражающих уверенность, что в храме заразиться нельзя, и предполагать такое было б вопиющим неверием. Ну, я не думаю, что стоять на молитве в храме сейчас опаснее, чем ездить в метро - и если вы не воспрещаете поездки в метро, не воспрещайте и молитву в храме. В храме, по крайней мере, люди не держатся за поручни.
Но идея какой-то особенной стерильности храмового пространства кажется мне недостаточно богословски обоснованной. Вера - это вера тому, что Бог обещал. Обещал ли Бог стерильность храма? Что всякий инфицированный человек, входя под его своды, тут же обращается в здорового, или, по крайне мере, здоровые сверхъестественным образом ограждены от заражения?
Я боюсь, что нет. Нам не стоит полагаться на обетования, которых Бог не давал.
Вера в обетования, которых Бог не давал, и не заповедана, и не спасает.
Вот есть такая популярная ересь, как теология процветания. Самый известный представитель на постсоветском пространстве - Сандей Аделаджа, но их много таких, потому что идея богатая. Состоит она в том, что Бог желает благословить Своих верных здоровьем и достатком - надо только с верою полагаться на Его обетования, и в знак горячей веры поддерживать служение проповедника. При этом указывают на благословения ветхозаветному Израилю, которому были обещаны мир, здоровье и достаток за послушание Господу, или пример Авраама, у которого было весьма много крупного и мелкого скота.
Причем иногда это даже и срабатывает - человек как-то приободряется, дерзает, и поправляет свои дела. Но чаще нет; как адепты пастора Сандея залезли в финансовые авантюры и погорели. Или бывает, что люди, поверив словам пасторов этого течения, прекращают принимать лекарства - чтобы прям никаких сомнений не оставалось - и совершенно уповают на подаваемое им сверхъестественное исцеление, что кончается предсказуемым ухудшением здоровья.
Верят ли эти люди? С большой силой, квартиры продают, здоровьем рискуют. Приносит ли эта их вера те плоды, которые они ожидают? Нет.
Почему? По той очевидной причине, что Бог не исполняет обетований, которых Он не давал.
Проповедники, обещающие людям непременное исцеление от всех болезней, ковер и телевизор, просто вводят их в заблуждение. Бог может даровать исцеление от всех болезней. Такое бывает. А может и не дать - св. Апостол Павел, например, не был исцелен. Бог может благословить благочестивого купца обильными прибытками. Но благочестивый человек может быть и бедным. А благочестие купца не избавляет его от необходимости проявлять усердие и тщательный расчет.
Я сам бы не против, чтобы Бог мне дал несокрушимое здоровье и обильный достаток. И неуязвимость для инфекций вместе с неспособностью их распространять. И вообще сделал бы меня героем со сверхспособностями. Я бы по ночам летал по городу и подвиги творил. Но у Него могут быть на мой счет другие планы.
От меня ожидается, что я буду работать, беречь здоровье свое и других, и вообще принимать решения исходя из того, что Бог вытаскивает меня из бедности наделяя меня способностями к работе, и бережет мое здоровье, наделяя меня здравым смыслом и рассудительностью - то есть действуя изнутри естественного порядка вещей, а не сбрасывая мне обильные благословения на парашюте. Он может и на парашюте - и иногда так делает - но обычно Он ожидает от нас трудолюбия и благоразумия.
Поэтому мне представляется важным в этой ситуации молиться о мудрости, чтобы мы поступали благоразумно и бережно к слабым и уязвимым среди нас, и не считать, что нам обещано что-то, чего Бог вовсе не обещал. А соблюдать меры, предложенные священноначалием, есть дело веры, послушания и здравого смысла. Как говорит Писание, "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно" (Евр.13:17)"